Кто такие эмоциональные инвалиды?

Их преследует страх быть непонятыми, смешными, отверженными. Их может насторожить дружеская улыбка собеседника, в которой они видят подвох и насмешку, они не в состоянии понять, насколько уместна их эмоция в данный момент… Они – эмоциональные инвалиды.

Эмоциональная инвалидизация – это стиль воспитания, посредством которого родители пытаются привить ребенку модель поведения в той или иной ситуации: что он должен или не должен чувствовать, что хорошо или плохо, что скрывать или, наоборот, показать, что неприемлемо и что заслуживает одобрения. Родители сами решают, как вести и как реагировать своему ребенку в определенной ситуации, тем самым делая его зависимым от стороннего мнения, лишая самостоятельности.

Виды воспитания

Рассмотрим несколько видов родительского поведения, ведущих к эмоциональной инвалидности:

Будь взрослым!

Дети есть дети – они непосредственны! Они могут буквально «стоять на ушах» в своих шумных играх, громко смеяться или безудержно плакать – взрослым это не нравится, и вместо того чтобы просто успокоить их, они начинают осуждать.

«Может пора уже повзрослеть?», «Что ты ведешь себя как маленький?», «Не позорь меня!», «Нормальные дети так себя не ведут!» – вот «дежурный» набор выражений из арсенала родителей, которые слишком заняты собой и своими делами, чтобы нормально объяснить ребенку нормы поведения. Родителям проще одернуть, приказать, пристыдить – в результате у ребенка формируются сомнения, а все ли он правильно делает? Во взрослую жизнь выходит уже полностью закомплексованный и неуверенный в себе человек.

Да я в твои годы…!

Если родители постоянно сравнивают ребенка с собой в его годы, причем не в его пользу, то вполне естественно, что у него сформируется ощущение, что он не «дотягивает»: не так хорош, не оправдывает ожидания, позорит.

Стараться быть на кого-то похожим – вообще задача непосильная и опасная, т.к. напрочь лишает человека индивидуальности. В результате такого воспитания человек обречен всю жизнь потакать чужим интересам. Он положит все силы, забудет про свои способности и желания, лишь бы заслужить любовь и благосклонность других людей.

Не будь таким как…!

Часто в качестве способа воздействия выбираются презрительные сравнения ребенка с его отцом или матерью. Выражение «весь в папашу/мамашу!» – это та самая губительная «классика» родительского неправильного воспитания.

Ребенок не понимает, почему он «весь в маму/папу», и ему не спешат это объяснять. На самом деле, тут ясно прослеживается полное бессилие или нежелание родителя нормально воспитывать ребенка – ему проще списать все на дурную наследственность, чем взять ситуацию под контроль. В результате ребенок, вырастая, тоже не стремится взять на себя ответственность за свои поступки, оправдывая свое поведение «плохими генами».

Не расстраивай меня!

Родители просто не хотят слышать о том, что у ребенка что-то не получается, или ему плохо – они требуют от него исключительно хороших новостей.

Достижения, положительные оценки, высокие результаты – «Моя ты радость! Порадовал маму/папу!». И наоборот, все попытки пожаловаться жестко пресекаются на корню – «Ты меня расстраиваешь! Ты меня не любишь!»

И ребенок начинает думать, что его проблемы никому не интересны – более того, они ранят близких людей, а значит нужно держать их при себе, иначе его не будут любить!

Не преувеличивай!

Мировосприятие детей существенно отличается от взрослого – для них все существеннее, значимее и оттого вызывает сильные эмоции. То, что для взрослого – обыденный пустяк, для детей – трагедия.

Малыши часто сопереживают героям мультфильмов, ставя себя на их место: все радости и горести героев – это их радости и горести. Если ситуация на экране вызывает у ребенка слезы, то родительская реплика «Не выдумывай! Это всего лишь мультик!» может поколебать у него уверенность в правильной оценке своих эмоций. Кстати, именно так уничтожается у ребенка прекрасное чувство эмпатии!

Эмоциональная инвалидность – это постоянные сомнения в правильности оценки происходящего: вроде живешь, чувствуешь, а как реагировать правильно – не знаешь! Человек всем своим поведением задает немой вопрос: «Скажите, а что мне чувствовать…?!»