О балансе между поощрением и наказанием

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

А. С. Макаренко

По мнению одного известного американского социолога, рождение детей – это систематическое появление на свет варваров. Действительно, человек приходит в этот мир, не имея никаких представлений ни о морали и правилах поведения, ни о социальных и этических нормах – все это он приобретает в процессе воспитания в семье и обществе.

И от того, какие воспитательные приемы будут практиковаться родителями зависит, каким человек придет во взрослую жизнь: будет ли он эмоционально зрелой и самостоятельной личностью или безвольным инфантилом, страдающим от психологических комплексов.

Как правило, большинству родителей известны только два педагогических приема: поощрение и наказание. О них и поговорим.

Наказание

Если раньше в качестве наказания все сводилось к нехитрой экзекуции отцовским кожаным ремнем и длительному пребыванию в углу, то сейчас методы родительского дисциплинарного воздействия приобрели более рафинированную форму: от временного лишения любимого гаджета до полного запрета общения со сверстниками в интернете.

В процессе «затягивания гаек» важно не переусердствовать, так как неокрепшей детской психике абсолютно все равно, что родителями движут благие намерения – все виды наказания (телесные, моральные и ограничительные) воспринимаются как враждебный выпад со стороны самых близких людей. Давайте затронем тему физического наказания, так как она вызывает наиболее неоднозначную реакцию как у родителей, так и у воспитателей и психологов.

Современные семейные психотерапевты и педагоги разделились на два лагеря: одни считают, что телесные наказания необходимы как метод эффективного воспитания, другие полагают, что физическое наказание – это результат родительского бессилия и разновидность насилия над личностью, и абсолютно недопустимо ни в каком виде.

Мы склонны поддерживать первую группу с некоторыми существенными оговорками: степень физического воздействия и психическое состояние родителей. Однозначно нашу негативную реакцию вызовут следующие факторы:

  1. Родитель страдает алекситимией – психологической неспособностью выразить свои чувства и эмоции вербально, поэтому ему проще воздействовать физически, чем подбирать слова.
  2. Родители не отягощены интеллектом. Чтобы что-то объяснять, необходимо умение формулировать и выражать свои мысли, а прежде – понять мотивы ребенка, но все это требует некоторых умственных затрат. Но это непосильная задача, а потому легче взяться сразу за ремень.
  3. Бытовая или сексуальная неудовлетворенность. Обиды за свои проблемы самого разного толка родители вымещают на ребенке путем физической агрессии, при этом наказание может быть абсолютно несоизмеримым с его фактической виной.
  4. Неосведомленность насчет других способов воздействия. Кроме метода кнута родители, в силу собственного воспитания, не видят других путей повлиять на поведение ребенка.
  5. Быстрый вариант решения проблемы. Зачем тратить время на «разбор полетов» и выбор наказания? Провинился – получи, и вопрос закрыт.

Что касается степени воздействия, то тут ответ однозначный: телесное наказание не должно травмировать физическое и душевное здоровье ребенка. Если несильный шлепок по мягкому месту приведет к положительному эффекту и обозначит границы дозволенного, то длительная показательная порка поливочным шлангом может травмировать и его тело, и психику.

Немаловажен и возраст – чем старше ребенок, тем болезненнее для него будет физическое воздействие, тут даже дело не столько в болевых ощущениях, сколько в полученном унижении, что является очень сильной эмоциональной травмой. Поэтому к телесным наказаниям нужно относиться с большой осторожностью и прибегать к ним только в самых крайних случаях, когда другие методы (личный пример, убеждение, требование, поощрение) не помогают. Но даже и в этих крайних случаях следует исключить всякую жестокость в любом ее проявлении – у ребенка в памяти должна остаться именно справедливость такого вида наказания, а не физическая боль и психологическая травма.

Поощрение

Поощрение должно быть заслуженным, в противном случае бездумная похвала за каждый чих превращается в обычное захваливание, формирующее у ребенка ощущение собственной исключительности, в результате чего вырастает перверзный нарцисс со всеми признаками комплекса превосходства. Или, наоборот, человек будет постоянно искать чужого одобрения и ощущения своей нужности и полезности, что уже является признаком неуверенности.

Похвала должна быть направлена на конкретный поступок, а не на личность ребенка в целом. Например, он самостоятельно без напоминаний убрался в своей комнате – похвалите конкретно за это, а не называйте его обобщенно «единственной отрадой и помощником» в жизни. Дело в том, что детская психика устроена таким образом, что ребенок будет впоследствии подсознательно ждать именно слов о своей исключительности за каждый хороший поступок, даже незначительный или вполне естественный, за который и хвалить-то, собственно, было бы странно.

Никогда не поощряйте деньгами. Позиция «сделал хорошо – получи денежку» крайне губительна. Ребенком будет двигать не стремление делать что-то хорошо, исходя из собственных искренних мотивов, а знание, что за это заплатят. То же самое можно сказать и про поощрение шоколадкой или другими вкусностями. В ребенке нужно воспитывать стремление делать хорошее согласно его душевным побуждениям, а не в предвкушении того, что он получит за это сладенькое. Это не цирк, где несчастные животные «работают» за кусок рафинада в руке варвара-дрессировщика.

Личный пример

Несколько слов о личном примере родителей в формировании характера и взглядов подрастающего поколения.

Первыми объектами для подражания у ребенка являются его родители, что вполне закономерно. Все хорошее и плохое в их поступках и словах, будет им калькировано, заимствовано, а впоследствии и воспроизведено в более сознательном возрасте. Если вдруг представить ситуацию, когда детей ставят перед выбором: поступать так, как говорят им родители или так, как они сами делают – они выберут второе, часто бессознательно. Поэтому родителям следует уделить повышенное внимание именно своему поведению, прежде чем что-то требовать от ребенка или наказывать его.

Привычки, впечатления, стремления, убеждения, знания, навыки, привязанности и т.д. формируются именно посредством наблюдения ребенка за своими родителями. Это только потом будут влияние школы и социального окружения, где, как известно, высока вероятность получения отрицательного опыта, ибо социум – это совокупность самых противоречивых взглядов, разного воспитания и иного мировоззрения. И от того, какую «базу» получил человек в семье, зависит сможет ли он противостоять негативному влиянию общества, не растеряв при этом своих человеческих качеств.