Про умение слушать собеседника

Знаете, какого человека назовут приятным собеседником? Нет, не того, который много и красиво говорит, а того, кто умеет слушать! Он может сказать всего два слова, уделяя все внимание вашей речи, но к концу беседы вы будете считать, что между вами произошел на редкость увлекательный и живой диалог.

Умение слушать состоит из двух важных факторов:

  • способность воспринимать и понимать сказанное;
  • умение анализировать информацию и сохранять ее в памяти.

Также существуют 2 типа слушания:

  • пассивное (или вежливое);
  • критическое (или активное).

Пассивное слушание встречается часто и повсеместно. Например, в ситуациях, когда мы слушаем собеседника вполуха, или когда слушаем бубнящие рядом радио или телевизор. Информация при таком типе воспринимается фоном.

Активное слушание уже требует концентрации и мобилизации внутренних сил. Вы осознанно пытаетесь услышать, понять, анализировать и запомнить информацию как нужную и полезную. Сюда можно отнести лекции, доклады, собрания, диалоги и т.д.

Почему люди не умеют слушать

Научиться этому навыку можно и нужно, но прежде следует разобраться, почему люди не умеют слушать:

  1. Диаметрально противоположные взгляды людей на предмет разговора. Мнения друг друга собеседниками воспринимаются критически, в силу чего они начинают перебивать, не дослушав. Словесные баталии перерастают в споры и конфликты.
  2. Сильные эмоции при разговоре. Особенно если тема болезненна, а адекватному восприятию мешают личные убеждения и стереотипы.
  3. Физическое или психическое недомогание. Стрессы, усталость, апатия, болезнь и т. д. – все это не дает человеку выслушать и нормально воспринимать информацию.
  4. Эгоцентричность говорящего. Общение с человеком, любящего находиться в центре внимания и который упивается звуком собственного голоса, у многих отбивает охоту слушать в принципе.
  5. Зацикленность на своих проблемах. Человек, постоянно погруженный в собственные переживания, теряет способность не только внимательно слушать, но и вообще слышать, что ему говорят.

Как научиться слушать собеседника?

За один день приобрести этот полезный навык еще никому не удавалось, всему виной закоренелая привычка «быть услышанным самому». Но со временем, приложив некоторые усилия, можно развить в себе эту черту, а для этого нужно следовать очень простым рекомендациям:

  1. Старайтесь не упускать нить беседы. С самых первых слов сосредоточьтесь на информации, которую до вас хотят донести. Упустите важные детали – сказанное не будет иметь значения, а значит, станет неинтересным. Такова особенность человеческого восприятия.
  2. Будьте беспристрастны к собеседнику. Если вы не согласны с мнением человека то, либо совсем не вступайте с ним в диалог, либо выслушайте, не опускаясь до банальных перебиваний и попыток доказать обратное.
  3. Оценивайте содержание информации, а не манеру ее подачи. Человек с импульсивным характером может говорить в несколько раздражающей вас манере, а между тем, сказанное может иметь для вас ценность.
  4. Не перебивайте с целью вставить свою реплику. Дождитесь пока говорящий закончит свою мысль.
  5. Проявляйте неподдельный интерес. Кивайте, соглашайтесь, смотрите в глаза. Из вашего поведения: жестов, мимики, интонации собеседник должен чувствовать заинтересованность.

Умение слушать своего собеседника является тем самым фундаментальным, неотъемлемым и, к сожалению, редким «компонентом» нормальных человеческих отношений. Люди, в большинстве своем, утратили этот весьма нужный навык. Искусство говорить красиво сейчас ценится больше, особенно в наш век потребления, когда умение убедить, уговорить или «впарить» какой-нибудь товар или услугу является основным признаком успешности.